Китайский чай

Китайский чай

Именно в Китае стали впервые употреблять чай в качестве лекарства, а затем и напитка. Именно от китайского названия чая («те» в южных диалектах, «ча» в северных и в кантонском) происходят названия чая в разных языках, причём выбор северного или южного произношения указывает на преобладавший способ доставки чая: соответственно, по суше или по морю.

Уже при династии Хань чай использовался в качестве лекарства. В V веке чай стали употреблять, как напиток, а в годы Тан его начали продавать тюркским народам. Ко второй половине первого тысячелетия устоялись правила употребления чая, китайцы отказались от варки чая, которая ранее практиковалась, и перестали добавлять в чай соль. Лу Юй написал «Канон чая» (Ча цзин). В то время чай обычно приготовлялся в виде брикетов, перед завариванием толокся в ступке. При династии Сун в употребление вошёл листовой чай и чай в виде порошка (его взбивали венчиком с небольшим количеством воды), а чаепитие превратилось в изысканное времяпрепровождение, вершиной которого была Сунская чайная церемония. Именно такой вариант приготовления чая позаимствовали японцы, позже включив его в свою чайную церемонию.

Чайные плантации на склонах гор в уезде Шэньнунцзя, провинция Хубэй

Угасание чайной культуры Китая в XIII веке связывают с монгольским нашествием, в результате которого многие культурные достижения были забыты. Лишь в эпоху династии Мин чайная культура возродилась, но уже на другой основе: китайцы перешли полностью на листовой чай, который настаивали в горячей воде. Именно с таким чаем и методом его приготовления познакомились европейцы.

Серьёзным ударом по китайской культуре вообще и чайной в частности стали политические потрясения XVIII—XIX веков, опиумные войны, затем — войны и революции первой половины XX века. Все эти события привели к тому, что Китай, до первой половины XIX века производивший практически весь чай, поступавший на мировой рынок, полностью потерял свои позиции и в некоторые периоды вообще не вывозил чай. В десятилетие социалистического правления после 1949 года ситуация начала выправляться, но Культурная революция объявила чайные традиции ненужным излишеством. В результате традиционная чайная культура Китая практически погибла, относительно сохранившись лишь в китайских диаспорах других государств, а также на Тайване. С середины 1970-х годов в Китае и на Тайване чайные традиции возрождаются, так что современной чайной культуре Китая не более 40 лет, и её нельзя считать окончательно устоявшейся. Так, например, практически в каждом чайном клубе практикуется свой порядок китайской чайной церемонии.

В настоящее время в Китае потребляется и производится огромное количество сортов чая, простых и ароматизированных. Доля Китая в экспорте чая вновь растёт, поднявшись с нескольких процентов в 1980-х годах до четверти и более мирового производства чая.

Существует множество классификаций чая: по происхождению, по внешнему виду, по воздействию на организм, но самая распространенная на сегодняшний день классификация по степени ферментации. Согласно ней выделяют основные виды чая:

  • Белый чай – имеет цветочно-фруктовый аромат. Считается большой редкостью.
  • Желтый чай – слегка сладковатый с небольшим привкусом копчености чай. Очень бодрит, нравится любителям оригинальных вкусов.
  • Зеленый чай – традиционно любимый в России китайский чай. Обладает лечебными свойствами и, в зависимости от сорта и провинции сбора, может быть от сладковатого до слегка вяжущего.
  • Улун – очень разносторонняя подгруппа чаев. Вкус, цвет — все может быть самым разнообразным. Оттенок при заваривании от бледно-желтого до темно-коричневого, в зависимости от сорта. Самые популярные представители этой группы: Те Гуань Инь и Да Хун Пао.
  • Красный чай – пожалуй, самый популярный в России и в Европе, где его принято называть черный. Пуэр — настоящий черный чай, но все-таки он выделяется в отдельную группу. Он является одним из самых крепки ферментированных чаев. Этот китайский чай можно заваривать до десятка раз (а то и больше). Он имеет терпковатый вкус, успокаивает, дарит энергию, концентрирует.
2019-01-21 170

Быть в курсе

Следите за новостями, акции, скидки...

Передавая данные, вы соглашаетесь с Пользовательское соглашение